Пишите
info@delopolis.ru

Приезжайте
Москва, 3-ий Павловский переулок, д.1, офисный центр «ЗВИ» См. Контакты

Звоните

(495) 787-69-14
(495) 545-09-43

О юридических аспектах создания пародий без согласия автора/правообладателя оригинального произведения

О юридических аспектах создания пародий без согласия автора/правообладателя оригинального произведения

О юридических аспектах создания пародий без согласия автора/правообладателя оригинального произведения

Закон не дает определения пародии. Вместе с тем, исходя из смысла данного термина, пародия представляет собой произведение, сходное по содержанию и отображающее наиболее характерные черты оригинального произведения (произведения взятого за основу пародии) или нескольких таких произведений. 

Целью пародии является преподнесение данного содержания и данных черт в комичном виде. 





Исходя из анализа действующего законодательства в целях правомерного создания пародии без согласия автора оригинального произведения или лица, обладающего исключительными правами на него, необходимо:

  • соблюдение жанра пародии – пародия должна носить юмористический характер;
  • использование в пародиях только правомерно обнародованных произведений (правомерным считается такое обнародование, которое осуществляется самим автором или с его разрешения в соответствии с нормативными правилами).

Кроме того, при создании пародии необходимо учитывать, что она не должна порочить честь, достоинство и деловую репутацию как правообладателей оригинального произведения, так и лиц, образ которых в ней используется.

В случае отсутствия одного из указанных обстоятельств в целях переработки оригинального произведения требуется получение соответствующего согласия от автора оригинального произведения или лица, обладающего исключительными правами на него.

Исходя из анализа имеющейся судебной практики по делам, связанным с требованиями о признании пародий неправомерной переработкой произведения в связи с отсутствием согласия авторов, следует:

  • создание пародии относится к правомерной переработке произведения, в результате которой создается новый вариант произведения, представляющий его в комичном виде;
  • пародия является объектом авторского права;
  • исключительные права на пародию принадлежат ее создателю (автору) либо лицу, которому переданы исключительные права на нее;
  • при использовании в пародии правомерно обнародованного произведения автор оригинального произведения или лицо, обладающее исключительными правами на него, не вправе запрещать его использование, в том числе обнародование пародии;
  • правообладатель оригинального произведения не может запрещать создание пародии только на том основании, что меняются какие-либо части произведения с оставлением без изменения иных частей;
  • ограничение объема, способа или художественной формы использования (переработки) оригинала при создании пародии состоит только в соблюдении использования правомерно обнародованного оригинала произведения, а также недопущения оскорбления его автора либо лиц, задействованных при создании пародии.

Характеристику правомерно созданных пародий (с примерами) можно представить в виде следующей таблицы:


 п/п

Объект пародии 


Характеристика 
 1. Аудиовизуальное произведение (фильм, клип, телепередача и т.п.)

При создании пародии на основе правомерно опубликованного произведения согласия правообладателей оригинального произведения не требуется. В случае если в процессе создания в основу пародии лежит неопубликованное произведение необходимо получить разрешение на его переработку от правообладателей. В качестве примера телепародии можно назвать популярную телепередачу "Большая разница" (производство Продюсерского центра "Среда"), а в качестве кинопародии - «Самый лучший фильм» - Россия, 2007. Режиссёр Кирилл Кузин (пародия на фильмы «Ночной дозор», «Дневной дозор», «9 рота», «Даже не думай!», «Жара» и сериалы - «Бригада», «Дальнобойщики», «Моя прекрасная няня». Также пародируется тема джедаев из американских «Звёздных войн» и кинотрилогия «Матрица»).

 2.

 Песни

Пародии на песни - вид пародии, в которой переделке подвергается песня, как правило, популярная. При этом обычно сохраняется мелодия песни, но изменяются слова. Примером может служить творчество группы «Мурзилки International».

 3. Манеры поведения/исполнения

При создании пародийного образа стиля, поведения, манер, интонации и т.п. известного лица (артиста, актера), если не затрагивается его честь, достоинство и деловая репутация, в соответствии с российским законодательством согласия кого-либо не требуется, поскольку перечисленное не относится к объектам авторского права. Данный вид пародий наиболее широко распространен в эстрадной пародии (для примера в этом направлении работают: Театр пародий Владимира Винокура, группа «Экс-ББ», Александр Песков, Максим Галкин, Елена Воробей, Михаил Грушевский и др., часто данный вид пародий используется студентами на играх КВН А.Маслякова).


В качестве примера судебного разбирательства по использованию пародий можно рассмотреть судебные решения и постановления по делу №А40- 125210/09-110-860, связанного с пародией на художественный фильм «Обитаемый остров», произведенной в программе «Большая разница».

В соответствии с пунктом 3 статьи 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Разъяснения данной нормы содержатся в п.35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которым в силу пункта 3 статьи 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры. В связи с этим автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным способом на основе 7 положений части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если пародия или карикатура порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального произведения, он вправе защищать их в порядке, установленном статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем следует отметить и наличие судебной практики, связанной с защитой чести, достоинста и деловой репутации.

Пресненский суд Москвы в 2014 году взыскал в пользу Стаса Михайлова 100 тысяч рублей по иску к ОАО "ТНТ-Телесеть" за незаконное использование изображения певца в фильме "Дублер", право на телетрансляции которого "ТНТ" приобрело у производителя ООО "Энджой Мувиз", привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица.

Важность состоявшегося решения в том, что оно было принято на основании назначенной судом экспертизы, которая проводилась специалистами-криминалистами, в результате всестороннего исследования полностью и однозначно подтвердившими факт использования изображения Стаса Михайлова в фильме "Дублер".


Принимая во внимание вышеизложенное, можно выделить следующие рекомендации, соблюдение которых необходимо при производстве пародии:

  • Соблюдение жанра пародии – пародия должна носить юмористический характер.
  • Использование в пародиях только правомерно обнародованных произведений.
  • Пародия не должна порочить честь, достоинство и деловую репутацию как правообладателей оригинального произведения, так и лиц, образ которых в ней используется.


06 июня 2017 года

Директор департамента юридических услуг
Финанс-студии для бизнеса «Делополис»

Владимир Шодик


Возврат к списку

Версия для печати
Руководителям и собственникам бизнеса


хлопушка.jpg


ау.jpg

Наши клиенты и проекты
ООО «КЕЙСТОУН ПРОДАКШН»
ООО «КЕЙСТОУН ПРОДАКШН»
Телесериал «КУХНЯ»
ЗАО «Группа Медиа Артс»
Телепрограмма «Формула любви»
ООО «Русский пионер»
Звезды и мистика с Константином Крюковым
ООО КГ «Личный капитал»
Телепрограмма «Кино в деталях»
ООО «ОупенСпейс»
Художественный фильм «О чём говорят мужчины»
ООО «Клуб английского языка»
Художественный фильм «Zолушка»
ООО «Кинокомпания «Квадрат»
Телепрограмма «Нереальная политика»
ЗАО «Объединенная Транспортная Компания»
Телепрограмма «Самый умный»
BORK
Телепрограмма «Хорошие шутки»
ООО «Хорншух РУС»
Художественный фильм «О чём ещё говорят мужчины»
Художественный фильм «День радио»
Художественный фильм «День радио»
ЗАО «ДТВ-МА»
ЗАО «ДИЗАЙН СТУДИЯ «ВАЗАРИ»
Сеть кинотеатров «Каро Фильм»
ООО «Полимер-Хеми»
ООО «РОМФАРМА»
ООО «КРЭС»
Телепрограмма «Картина маслом»
ЗАО «Органик Филмз»
Телепрограмма «Настроение с Евгением Гришковцом»
ЗАО «Хюксо»
ООО «Шалтай-Болтай»
Телепрограмма «Своя правда»
Театр Квартет И
ООО Мясокомбинат «Очаково»
ООО «Киностудия «Слово»
ООО ПК «АНДИ Групп»
Художественный фильм « В спорте только ДЕВУШКИ»
ООО «СТРОТО»